г.Самара, Заводское шоссе,13Б, оф. 502 8 (846) 201 03 27

Услуги

Акция

До 01 марта 2016 года пакет документов в подарок!

Новости

  • ИНСТРУКЦИЯ о мерах предосторожности во время весеннего паводка

    14

    1. Будьте осторожны во время весеннего паводка и ледохода.

    2. Выходить на весенний лед нельзя ни в коем случае.

    3. Нельзя становиться близко к обрывистым берегам.

    4. Не сходите на плотины и запруды. Они могут быть неожиданно сорваны напором льда или размыты сильным течением воды.

    5. Нельзя кататься на плывущих льдинах, прыгать с одной на другую - это опасно для жизни.

    6. В случае пролома льда ногами, не надо терять самообладания. Следует ...
  • В Роструде рассказали о правах работников при опоздании на службу

    4

    Опоздание на работу из-за плохой погоды не может послужить поводом для штрафа. Впрочем, как и никакой другой проступок - по Трудовому кодексу Российской Федерации работодатель в принципе не имеет права штрафовать работника. Об этом напомнил заместитель главы Роструда Иван ШКЛОВЕЦ
  • Госдума России приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

    19

    По словам заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Григория Лекарева законопроект устанавливает возможность декларирования соответствия условий труда требованиям охраны труда на рабочих местах, на которых по результатам измерений условия труда признаны допустимыми. «В настоящее время такое декларирование распространяется только на рабочие места, на которых отсутствуют и не выявлены вредные производственные факторы», – отметил замминистра.

Вопросы-ответы

Добрый день! ООО «Поволжские Сервисные Технологии» рады приветствовать Вас на нашей страничке вопросов-ответов! Очень многие задают в последнее время вопросы по проведению специальной оценки условий труда. Мы постараемся Вам ответить на некоторые из них, а в дальнейшем ответим на все волнующие Вас вопросы, возникающие при организации этого важного мероприятия.

По итогам проведения специальной оценки аттестующая организация, проводившая ее, составляет отчет, который включает:

  • сведения об аттестующей организации и копии документов, подтверждающих ее право заниматься спецоценкой;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием идентифицированных вредных и опасных факторов;
  • оформленные карты специальной оценки;
  • протоколы измерений вредных и опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности СИЗ;
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка;
  • заключения эксперта аттестующей организации (пример приведен ниже).

ОБРАЗЕЦ

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр "Эко-Сфера" Регистрационный номер - 61 от 26.06.2015

(полное наименование организации, проводящей специальную оценку условий труда, регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда)

Регистрационный номер аттестата аккредитации ИЛ

Дата получения

Дата окончания

№ RA RU. 21AH05

06.04.2015

06.04.20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 26/1-15ПК
по результатам производственного контроля на рабочих местах
ООО «ОГК-Самара»

24.08.2015

1. На основании:

- Федерального закона Российской Федерации 52-ФЗ О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 "Об утверждении санитарных правил СП 1.1.2193-07" Приложение. 1.1. Общие вопросы. Санитарные правила СП 1.1.2193-07. "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" Изменения и дополнения N 1 к СП 1.1.1058-01

- Санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

- Санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.583-96 Инфразвук на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

Проведены измерения в рамках производственного контроля на рабочих местах и в помещениях Заказчика

2. Для проведения производственного контроля по договору №44-15 от «29»июня 2015г. /дополнительное соглашение от 05.08.2015г. привлекалась организация,

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр "Эко-Сфера"; Калужская обл., г.Обнинск, ул. Победы, д. 9а, оф.8 (обособленное подразделение в городе Самаре); Аттестат аккредитации № RA.RU 21AH05 от 06.04.2015  

и эксперт(ы) организации,

Врач по общей гигиене Марюха О.Ю.

Инженер Шилкина Е.В.

3. Результат проведения производственного контроля

3.1. Количество рабочих мест, на которых проведен производственный контроль - 1

3.2. Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда:

3.5. Выявленные вредные и (или) опасные производственные факторы на основе измерений и оценок:

Наименование вредного и (или) опасного производственного фактора

Кол-во рабочих мест

Инфразвук

1

Шум

1

Ультразвук

0

4. Результаты производственного контроля представлены в
- протоколах оценок и измерений ОВПФ;

Эксперт(ы) по проведению специальной оценки условий труда:

Врач по общей гигиене____________________ Марюха О.Ю.

Инженер __________________ Шилкина Е.В.

Если комиссия приняла решение о невозможности проведения измерений, протокол заседания комиссии также прикрепляют к отчету.

Отчет о проведении специальной оценке в обязательном порядке подписывают все члены комиссии, и утверждает председатель (работодатель). После этого в течение 30 дней работодатель должен ознакомить с результатами спецоценки сотрудников непосредственно на рабочих местах под их роспись.

Следующий шаг — размещение результатов спецоценки, а именно, информации об установленных классах и перечня мероприятий по улучшению условий труда на официальном сайте организации. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о спецоценке.

С 1 января 2016 года вступит в силу статья 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон). С этого момента аттестующие организации должны будут передавать сведения о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа. Он будет содержать информацию о:

  • работодателе (названии организации, адресе, ИНН, количестве рабочих мест и т. д.);
  • рабочих местах (их номерах, кодах профессий, классах условий труда, сведениях о несчастных случаях за последние пять лет и т.д.);
  • организации, проводившей спецоценку (сведениях об аккредитации, экспертах, оборудовании и т.д.).

До 1 января 2016 года эти сведения нужно передавать в территориальное отделение ГИТ, по сути, так же, как это было при аттестации рабочих мест. Однако,ФЗ не уточняет, кто должен это делать: сам работодатель или организация, проводившая спецоценку. Кроме того, на практике специалисты сталкиваются с отказом трудовых инспекций принимать бумажные отчеты о спецоценке по причине их большого объема. Такие вопросы не урегулированы Законом и в каждой ситуации требуют индивидуального подхода.

Часто при проведении специальной оценке на рабочих местах не идентифицируют вредные и опасные производственные факторы. То есть, комиссия по спецоценке признает их допустимыми. В этом случае никакие исследования и измерения проводить не нужно. Соответственно, отчет о спецоценке будет состоять из следующих разделов:

  • сведений об аттестующей организации и копий документов, подтверждающих ее право заниматься спецоценкой;
  • перечня рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием идентифицированных вредных и опасных факторов;
  • заключения эксперта аттестующей организации.

Кроме отчета о спецоценке на допустимые рабочие места нужно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация).

Декларацию работодатель заполняет самостоятельно и отправляет по почте в территориальное отделение ГИТ в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о спецоценке. В будущем у работодателей также появится возможность подавать декларацию в электронном виде на сайт Роструда.

В чем плюсы декларирования? Во-первых, документ подтверждает отсутствие вредности на рабочих местах. Это, в свою очередь, снижает расходы работодателя – не нужно платить страховые взносы по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд РФ, а также выплачивать работникам компенсации. Во-вторых, декларация действует пять лет, по истечении которых продлевается еще на пять лет, если условия труда не меняются, и на рабочих местах не происходят несчастные случаи или профзаболевания. Таким образом, работодатель сможет забыть о спецоценке труда на довольно длительный срок.

Однако актуальным остается вопрос об идентификации вредных и опасных факторов. Ранее предполагалось, что при проведении идентификации эксперт мог по утвержденной методике выявить рабочие места, на которых не нужно проводить исследований и измерений, и условия труда на них признавались допустимыми. Таким образом, например, практически все офисные рабочие места попадали под декларацию. Однако после утверждения Методики проведения спецоценки условий труда таких рабочих мест практически не существует.

Прежде всего, это касается параметров световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности). Искусственная освещенность рабочей поверхности есть в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов, значит, ее нужно измерять, и такое рабочее место не попадает под декларирование.

Можно предположить, что есть рабочие места без искусственного освещения. Например, когда работа происходит на открытом пространстве. Но тогда автоматически появляются другие факторы, например, тяжесть или напряженность трудового процесса.

Проводим спецоценку в поликлинике. После замеров у работников выходит класс условий труда 2. Получается, что дополнительный отпуск у них пропадает. Хочу оставить им отпуск по постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22. Можно ли так сделать?

Если по результатам спецоценки условия труда признаны безопасными, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ). В вашем случае нельзя руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, потому что оно противоречит Трудовому кодексу.

Проводить ли спецоценку заново, если водителю заменили транспортное средство?

Да, спецоценку нужно провести заново. Автомобиль можно отнести к производственному оборудованию. Его замена – это повод для внеплановой спецоценки/

У нас создали новый отдел маркетинга и рекламы. В нем работает секретарь, которая по совместительству на 0,25 ставки оформлена еще и менеджером по маркетингу и рекламе. Рабочее место у нее то же и аттестовано. Так же и у других сотрудников: рабочие места остались прежними, но добавилась еще одна должность. Нужно ли проводить СОУТ на этих местах?

Такие рабочие места считаются вновь организованными, и на них нужно провести спецоценку условий труда. При этом можно воспользоваться протоколами измерений вредных факторов, проводившихся при аттестации рабочих мест.

Ответ: Исследования (испытания) и измерения по фактору «Световая среда» следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочем месте как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна, имеются жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенности рабочей поверхности, на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности и др. В случае, если фактор «Световая среда» не идентифицирован как вредный, исследования (испытания) не проводятся.

Ответ: Нормы частей 6 – 8 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты не препятствует применению Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Ответ: Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.

При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Ответ: Приложения 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.

Ответ: В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. № 5804-91) и «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. № 4557-88).

Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.

Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.

Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).

Ответ: Согласно статье 27 Федерального закона № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.

При этом в переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона.

Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.

При этом, согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Ответ: Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона № 426-ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

  1. наличие высшего образования;
  2. наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;
  3. наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.

Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов.

Ответ: Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).

При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ).

До вступления в силу федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726).

При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 01.01.2014.

Ответ: До принятия и вступления в силу Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты заполнять протокол оценки эффективности СИЗ в отчете не следует.

Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется в соответствии с пунктом 37 и приложением № 11 Методики. Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по  одной из среднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука дает основание для установления на рабочем месте вредных условий труда.

Ответ: В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции.

Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

Ответ: В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аттестацию методик (методов) измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений.

Самые необходимые нормативные акты

ДокументПоможет вам
Статья 219 ТК РФПонять, что при безопасных условиях труда компенсации работникам не назначают
Статья 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗУточнить, какие документы оформляют по результатам спецоценки
Статья 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗПонять, какая информация после спецоценки будет передаваться в электронную систему Роструда
Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80нУзнать, как заполняется декларация соответствия условий труда
Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33нПознакомиться с Методикой проведения спецоценки и Классификатором вредных и опасных производственных факторов
Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22Уточнить список профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день

Главное, что нужно запомнить!!

  1. Работников нужно ознакомить с отчетом о спецоценке под роспись в течение 30 дней с момента ее завершения.
  2. Результаты спецоценки работодатель должен разместить на своем сайте в Интернете в течение 30 дней.
  3. До 1 января 2016 года отчет о спецоценке нужно передавать в территориальное отделение ГИТ по аналогии с аттестацией рабочих мест.
  4. Декларирование безопасных рабочих мест работодатель осуществляет самостоятельно. Заполненную декларацию отправляют по почте в ГИТ.

© 2014, Поволжские Сервисные Технологии